3. Матрица принятия решений. Ребрендинг всегда (!) вызывает жаркие споры. Чтобы они не перешли в драку, договоритесь вначале, кто участвует в обсуждениях, как и кто принимает решение.
Мои проекты начинались с идеи, что решение принимается по результатам опроса потребителя. В итоге решение принимал коллектив и собственники. Я сначала переживала, что мы работаем «неправильно», а затем поняла, что этот способ даже лучше. Ниже расскажу, почему.
Лучше всего, когда в обсуждениях участвует много людей. Например, когда я работала бренд-директором Qiwi, это были маркетологи, Ux-дизайнеры, юристы, продуктовые менеджеры, IT-шники. В проекте «Русвата», помимо офиса, подключился завод, хотя финальное решение принимал топ-менеджер. В «Вилгуд» — сотрудники, партнеры, собственники, инвесторы. Зачем так много? Кроме вовлечения и тестирования, это позволяет сделать проверку идей на ранних стадиях. Будет ли фирменный стиль работать на интерфейсах? Корректна ли пирамида позиционирования для привлечения сотрудников? Сможем ли мы запатентовать слоган, или эта идея уже кем-то занята?
Продумайте, как организовать обсуждение. Если в нем участвует меньше 10 человек, то все высказываются поочереди. Если больше, то внедряйте систему голосования (мы использовали Google Формы) и систему информ-оповещения (например, JIRA или групповой чат в Telegram).
4. Стратегия. Многие считают, что ребрендинг — это «перерисовать логотип». Но визуальный стиль — это не про «сделайте мне красиво». Стиль работает на очень конкретные задачи (см. пункт 1): привлечь внимание, построить нужные ассоциации. Визуальное воплощение — это лишь вершина айсберга. Прежде чем креативная команда возьмется за дело, стратеги проводят большую работу. Они формулируют основные смыслы, задают вектор развития бренда.
Работа над стратегией состоит из нескольких этапов:
Первый этап. Аналитика
Вам нужно понять, кто является целевой аудиторией (сейчас, или в будущем). Аудиторий может быть несколько.
Например, спецификой проекта «Вилгуд» были две аудитории: b2c (клиенты автосервиса) и b2b (покупатели франшизы). А в проекте «Русвата» мы работали над портфелем брендов, у каждого из которых был свой покупатель.