Как провести исследование рынка бесплатно: 11 ресурсов

Каждый предпринимать хочет точно оценить рынок, но не все готовы платить сотни тысяч рублей исследовательским компаниям.

Делюсь с вами списком сайтов и других источников, в которых можно найти ценные данные и ответы на вопросы о рынке. Всеми источниками пользуюсь сама в работе маркетингового агентства MPLUG.
Скажу сразу: я за то, чтобы сотрудничать с исследователями. Проект по ребрендингу для одного из клиентов мы готовили вместе с Ipsos Comcon и агентством «Радость Понимания». Планограммы полки, выкладку категории, навигацию в магазине строили на данных «Ромир» и GfK. Годами доли рынка AC Nielsen были мерилом эффективности наших проектов. В целом аналитика помогает увидеть новые ниши и уберечь от ненужных телодвижений. НО бывают ситуации, когда бюджета действительно нет, а оценку рынка нужно сделать максимально хорошо.
Вот к каким ресурсам вы можете обратиться:
Сайт №1 — это «Ромир», а именно раздел «Аналитика». Средний чек, частота похода в магазин, индекс потребительского настроения, как и сколько россияне экономят, доля промобюджета в обороте категории, данные о размерах рынков и инсайты…
Рекомендую заглянуть на сайт GfK, в раздел «Инсайты». Здесь я нашла, например, цифры по омникальному поведению покупателей или использованию смартфона при выборе товаров.

Фильтры позволяют сэкономить время в поиске нужных исследований:
У AC Nielsen можно найти в основном глобальные данные, российских мало. Зато все исследования переведены на русский язык и предоставляются бесплатно.

Однажды во время разработки концепции IT-продукта для ритейлеров мне было важно понять, как изменилось поведение покупателей и как ведут себя люди в других странах. Нужную информацию я нашла AC Nielsen: в Азии покупатели активнее используют смартфон как помощника в выборе товара.


Люблю «Автостат», особенно их раздел «Пресс-релизы». Каждый пресс-релиз — это куча данных, которые экономят деньги моих заказчиков.


Прекрасные инсайты можно найти на Ipsos Comcon (раздел «Аналитика и тренды»). Например, именно там я узнала, что автомобильная тематика — это одна из двух самых «сарафанных тем», что дало импульс для YouTube-канала нашего клиента, сети автосервисов «Вилгуд».
Скриншот с Ipsos Comcon
Think with Google — блог с аналитикой потребительского поведения от Google — подпишитесь, если еще не подписаны. Современный покупатель, особенно молодой, все больше времени проводит в интернете. Ребята из Google знают об этом больше всех и делятся информацией. У сервиса есть и русскоязычная версия.


Мои друзья, гуру digital-маркетинга посоветовали мне добавить в список сервис Similar Web. Здесь можно отслеживать посещаемость сайта, источники трафика, интересы аудитории для веб-версии и мобильного приложения. Всё это в бесплатной версии. Платная сделает интернет-маркетинг конкурентов полностью прозрачным. Кстати, у Similar Web есть очень удобное расширение для браузера Google Chrome, которое позволяет изучать аудиторию, не уходя с нужного вам сайта.


Платная подписка на «Ведомости» отлично окупает себя
: журналисты издания тщательно прорабатывают материалы. Преимущество «Ведомостей» в том, что аналитические компании охотно предоставляют информацию в обмен на упоминание бренда. Размер рынка, динамика, доля ключевых игроков, справка о компании — лишь часть того, что можно найти в архивах.


То же самое могу сказать про «КоммерсантЪ», РБК и другие деловые СМИ.
Ну и да, старый добрый «Госкомстат». Статистика знает все, и маркетологи этим пользуются: население РФ в целом, по регионам, в динамике, пол-возраст, семейный статус, заработная плата, занятость и другое.


А еще сервис «Градотека» — здесь тоже собрана статистика о городах и регионах. Команда обработала информацию из министерств, прокуратуры, Госавтоинспекции и других ведомств, консолидировала, проверила и сделала удобной для пользователя.
Средние потребительские цены в Барнауле, «Градотека»

Завершают хит-лист отчеты публичных компаний. Возьмите лидера отрасли (например, «Сбербанк» — для финансов, «Магнит» или Х5 для розницы), прочитайте его стратегию и последние отчеты для инвесторов. Там есть все: оценка рынка, тенденции, поведение покупателя. Такие документы всегда хорошо проработаны и, что приятно, часто красиво оформлены.
Автор: Ирина Чиркова, управляющий партнер маркетингового агентства MPLUG.
Нет времени проводить исследование рынка самому? Закажите его нам
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности